Бунин и снилось мне что осенней порой анализ



Анализ стихотворения «Листопад» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.02.2020 · Обновлено 01.02.2020

Многих писателей и поэтов завораживала красота природы. О ней пишут, ее изучают, ею восхищаются, но самая главная задача любого творческого человека – поделиться своим видением с другими людьми. Художники смешивают краски, а поэты сплетают слова, но цель у них одна: передать эмоции, особенности и детали прелестного и разностороннего окружающего мира. Многомудрый Литрекон изучил стихотворение Ивана Бунина «Листопад» и сделал его подробный анализ по плану. Он поможет лучше понять произведение, его историю и художественные особенности.

История создания

Стихотворение «Листопад» Иван Бунин написал в августе 1900 года, а уже через два месяца его опубликовали в петербургском журнале «Жизнь». Произведение посвящалось М. Горькому и носило подзаголовок «Осенняя поэма». Именно оно положило начало созданию одноименного сборника поэзии, который вышел в 1901 году и был удостоен Пушкинской премии.

Надо сказать, что позже посвящение было убрано, потому что дружба писателей прекратилась. Они познакомились в 1899 году в Ялте, между ними завязалась переписка. Горький искренне хвалил стихи нового знакомого, помогал издавать его первые книги. Бунин из года в год приезжал погостить к нему вместе с женой в Италию на Капри. К сожалению, из-за «идейных разногласий», связанных с революцией 1917 года, друзья поссорились и больше не общались. Бунин по праву дворянского происхождения отстаивал монархию, в то время как Горький был беден от рождения и поддержал пролетарскую революцию.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Листопад» — пейзажная лирика. Автор описывает природу в ее мельчайших деталях, передает красочность, настроение и даже звучание. Сложно обозначить конкретное направление, в котором работал Бунин. Можно найти признаки имажинизма: обилие метафор, стремление передать целую картину, будоражащую воображение читателя, создание ярких образов.

Для того чтобы нарисовать целостною картину осеннего леса, писатель использует четырехстопный ямб. Он также переплетает в своем стихотворении строки при помощи всех видов рифмовки: кольцевой, параллельной, перекрестной.

Композиция

Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».

  1. Первые две строфы передают радостное настроение, связанное с теплой ранней осенью. Листья уже пестреют разными красками, но еще не опадают, небо пока не закрыто серыми тучами.
  2. Третья строфа становится переходной. Уходят «последние мгновенья счастья», веселое настроение предыдущих строф сменяется на тревожное. Завораживающее «мертвое молчанье», в котором можно было расслышать шелест листка, сменяется «пустынной тишиной ночной», от которой Осени становится жутко.
  3. Четвертая строфа сохраняет зародившуюся ранее пугающе-завораживающую атмосферу. Лес неподвижен и красив, как бездушная статуя, однако солнечный свет его покинул. Теперь он погружен в холодное сияние луны.
  4. Пятая строфа как бы подтверждает, что обратного пути нет. Происходит буйство стихий, прорываются мгла, дождь и порывистый ветер. От спокойной картины предыдущих строф не остается и следа: все движется, все меняется. В конце появляется «зазимок», показывая, что пора Осени уже скоро пройдет.
  5. Шестая строфа показывает последние дни Осени в ее «тереме». Все сковано холодом, зима уже подбирается к порогу. Настроение жалобно-тоскливое, хочется сбежать из безжизненного, пустого пространства, в которое превратился лес.
  6. Последняя строфа начинается с прощания Осени с ее домом, а продолжается описанием грядущих дней. Настроение вновь меняется на радостное, как в самом начале стихотворения, только краски уже другие. Описываются все прелести серебряной зимы. Прежний «терем» рушится и сменяется «ледяными чертогами». Осенний цикл завершается и начинается зимний.

Образы и символы

Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.

Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».

Появляются в «Листопаде» мотивы смерти и воскрешения. «Лес… смерть себе пророчит», «зазимок… таять стал, все умертвив» — эти строки показывают увядание леса, его постепенное отмирание. А в строке «Засеребрится мертвый край» отражается обещание скорого перерождения. Осенний лес погиб, а на его останках появляется новый, зимний лес.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Листопад» изложена Многомудрым Литреконом кратко, но если Вам нужны более подробные разъяснения, напишите ему в комментариях, и он дополнит раздел.

  1. Основная тема — природа. Автор описывает цикл ее жизни в осеннюю пору, отмечая все преобразования этого времени года. Каждой фазе посвящается своя строфа, и пейзаж становится динамичным. Все изменения прослеживаются на примере леса, состояние которого меняет время.
  2. Созвучна природе и тема родины. Поэт не просто описывает универсальную осень, характерную для многих стран. Он изобразил именно русское время года, ведь в каждой строфе употребляются даже конкретные названия мест и явлений («Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана»), указывающих на русский колорит, нежно любимый автором.
  3. Автор не обошел стороной и тему дороги. Все на Земле преходящее и уходящее, ничто не вечно, поэтому и Осень отправляется в дальний путь — на юг. Но на ее место придет зима, и займет одинокий терем, оставленный открытым прежней владелицей.
  4. Настроение стихотворения «Листопад» определяется степенными и медлительными интонациями, с которыми хочется его прочесть. Оно наполнено светлой грустью: природа увядает, но ее ждет новая жизнь в зиме, где каждая ее часть найдет новое воплощение и новую роль. Несмотря на прощание с осенью, автор не унывает и готовится к встрече с зимой.
  5. Стихотворение «Листопад» лишено проблематики, ведь оно лишь повествует о цикличности природы и не затрагивает злободневных вопросов о ее состоянии.

Основная идея

Стихотворение Бунина – своеобразная ода природе. Писатель помогает читателю увидеть, услышать, прочувствовать то, на что тот просто не обращал внимания. Шорох листка, резвящийся зверек, тепло солнца и пронизывающий холод морозного утра перед наступлением зимы. Статичные картины осени ранней и поздней оживают, смешиваются, одна плавно переходит в другую. Смысл стихотворения «Листопад» — это описание таинственных закономерностей природы: ее цикличности и динамичности. Каждый день в ней происходят тысячи едва уловимых изменений, одно связано с другим, и вместе они обеспечивают плавную смену времен года — сложный жизненный цикл окружающего мира.

Передает автор и настроение природы. Композиция построена так, что оно меняется от строфы к строфе. От радостного начала цикла к стагнации, к отмиранию и зарождению нового светлого этапа. Такова главная мысль стихотворения «Листопад».

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина «Листопад» пестрит средствами выразительности. Тропы создают замечательные пейзажи, которые знакомы каждому жителю России:

  • Одно из самых частых – сравнение: «Лес, точно терем», «мотылек… точно белый лепесток».
  • Основной персонаж – Осень, создается при помощи олицетворения.
  • Строки украшает множество эпитетов: «янтарный отблеск», «немой покой», «помертвелая чаща».
  • Не скупится автор и на риторические восклицания: «Последние мгновенья счастья!», «О, мертвый сон осенней ночи!».
  • Нельзя забыть о метафорах, которые преображают повествование: «терем расписной», «Березы желтою резьбой».
  • Первое двустишье стихотворения используется вновь во второй строфе, создавая лексический повтор.
  • Для создания пафоса писатель пользуется анафорой.
  • Удивительно плавно в «Листопад» вписываются архаизмы: «Стожар», «шугае», «злата».

Источник статьи: http://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/listopad-bunin/

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад» методическая разработка по литературе по теме

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».


Анализ стихотворения И. Бунина «Листопад»

Вариант 1

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» — произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко — один день, «сегодня», а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…»), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова», хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса, используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы»).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья) и направленное движение (гуси держат перелет).

«Листопад» отличает обилие тропов. Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Вариант 2

Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.

Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением. Писал стихи об осени Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Карамзин.

В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.

Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», — отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.

Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.

«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.

Вариант 3

Стихотворение «Листопад» было написано в ранний период творчества И. Бунина (1900 г.), но по мастерству оно не уступает более поздним произведениям автора. Впервые «Листопад» был опубликован в журнале «Жизнь», который выходил в Петербурге.

Надо отметить, что первая публикация имела посвящение М. Горькому и подзаголовок «Осенняя поэма». Действительно, произведение можно отнести к жанру поэмы, так как в нем есть сюжет, система действующих персонажей, но при этом оно написано в стихотворной форме, имеет четко выраженное лирическое начало.

Тема стихотворения – приход осени и смена времен года. Автор показывает красоту природы, которая неподвластна времени и переменам погоды, утверждает идею цикличности и вечной жизни. И. Бунин показывает читателю течение времени, увядание и перерождение природы. Вначале он концентрирует внимание только на одном дне «сегодня», постепенно расширяя временные рамки до нескольких месяцев.

В «Листопаде» действует очеловеченный образ Осени, ее поэт представляет, как вдову, возвращающуюся в свой «пестрый терем», которым является лес. Осень-вдова печальна, несмотря на необычайную красоту леса, ведь она знает, что буйство красок и звуков скоро закончится увяданием. Лес потихоньку мертвеет, а Осени становится жутко среди «другой тишины», тишины мертвой, она запирается в своем тереме, чтобы пережить дождь и мглу. Далее автор описывает уход Осени: она отправляется за птицами, уступая место зимней красоте.

Ключевую роль в стихотворении играют пейзажи. Как правило, они являются внесюжетными элементами, но в нашем случае это сюжетный фон, без которого невозможно понять идею произведения. Осенние пейзажи, сотканные из пестрых красок и мрачных тонов, создают целостную панораму золотой унылой поры. Они сменяют друг друга как кадры на кинопленке, и на каждом кадре лес стает перед нами в новом одеянии и настроении. Картины природы динамические: играет мотылек, перелетает дрозд, в небе мелькают скворцы, улетают гуси.

И. Бунин обращает внимание на малейшие детали, даже тоненькая паутинка и тихое шуршанье листьев не остаются незамеченными. А чтобы читатель тоже прочувствовал настроение леса и Осени, автор наполняет пейзажи звуками и цветами. Цветов и оттенков в «Листопаде» можно насчитать более десятка, но в целом вся гамма разделена на три части: яркие, пестрые цвета (лиловый, красный, золотой и др.), бледные и серый тона, белый цвет заснеженного леса. Также и со звуками: сначала отовсюду слышится пение птиц, приятный шорох листьев, который постепенно сменяется тишиной и волчьим воем.

Арсенал художественных средств в стихотворении «Листопад» очень разнообразный, но главными являются олицитворение (осень) и метафора леса-терема. Также важную роль для раскрытия идейного смысла играют эпитеты и сравнения.

Композиция произведения достаточно сложная. Текст разбит на семь строф, которые сформированы по смыслу. Каждая строфа имеет от 14 до 14 строк. При этом рифмовка строгая: четверостишья с перекрестной рифмой чередуются с двустишьями с параллельной рифмой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Образы, художественный средства, особенности композиции и стихотворный размер – все это гармонично дополняет друг друга и служит для раскрытия темы и идеи произведения.

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Образы и символы

Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.

Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».

Появляются в «Листопаде» мотивы смерти и воскрешения. «Лес… смерть себе пророчит», «зазимок… таять стал, все умертвив» — эти строки показывают увядание леса, его постепенное отмирание. А в строке «Засеребрится мертвый край» отражается обещание скорого перерождения. Осенний лес погиб, а на его останках появляется новый, зимний лес.

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».

  1. Первые две строфы передают радостное настроение, связанное с теплой ранней осенью. Листья уже пестреют разными красками, но еще не опадают, небо пока не закрыто серыми тучами.
  2. Третья строфа становится переходной. Уходят «последние мгновенья счастья», веселое настроение предыдущих строф сменяется на тревожное. Завораживающее «мертвое молчанье», в котором можно было расслышать шелест листка, сменяется «пустынной тишиной ночной», от которой Осени становится жутко.
  3. Четвертая строфа сохраняет зародившуюся ранее пугающе-завораживающую атмосферу. Лес неподвижен и красив, как бездушная статуя, однако солнечный свет его покинул. Теперь он погружен в холодное сияние луны.
  4. Пятая строфа как бы подтверждает, что обратного пути нет. Происходит буйство стихий, прорываются мгла, дождь и порывистый ветер. От спокойной картины предыдущих строф не остается и следа: все движется, все меняется. В конце появляется «зазимок», показывая, что пора Осени уже скоро пройдет.
  5. Шестая строфа показывает последние дни Осени в ее «тереме». Все сковано холодом, зима уже подбирается к порогу. Настроение жалобно-тоскливое, хочется сбежать из безжизненного, пустого пространства, в которое превратился лес.
  6. Последняя строфа начинается с прощания Осени с ее домом, а продолжается описанием грядущих дней. Настроение вновь меняется на радостное, как в самом начале стихотворения, только краски уже другие. Описываются все прелести серебряной зимы. Прежний «терем» рушится и сменяется «ледяными чертогами». Осенний цикл завершается и начинается зимний.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон», эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Листопад» — пейзажная лирика. Автор описывает природу в ее мельчайших деталях, передает красочность, настроение и даже звучание. Сложно обозначить конкретное направление, в котором работал Бунин. Можно найти признаки имажинизма: обилие метафор, стремление передать целую картину, будоражащую воображение читателя, создание ярких образов.

Для того чтобы нарисовать целостною картину осеннего леса, писатель использует четырехстопный ямб. Он также переплетает в своем стихотворении строки при помощи всех видов рифмовки: кольцевой, параллельной, перекрестной.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Листопад» изложена Многомудрым Литреконом кратко, но если Вам нужны более подробные разъяснения, напишите ему в комментариях, и он дополнит раздел.

  1. Основная тема — природа
    . Автор описывает цикл ее жизни в осеннюю пору, отмечая все преобразования этого времени года. Каждой фазе посвящается своя строфа, и пейзаж становится динамичным. Все изменения прослеживаются на примере леса, состояние которого меняет время.
  2. Созвучна природе и тема родины. Поэт не просто описывает универсальную осень, характерную для многих стран. Он изобразил именно русское время года, ведь в каждой строфе употребляются даже конкретные названия мест и явлений («Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана»), указывающих на русский колорит, нежно любимый автором.
  3. Автор не обошел стороной и тему дороги. Все на Земле преходящее и уходящее, ничто не вечно, поэтому и Осень отправляется в дальний путь — на юг. Но на ее место придет зима, и займет одинокий терем, оставленный открытым прежней владелицей.
  4. Настроение стихотворения «Листопад» определяется степенными и медлительными интонациями, с которыми хочется его прочесть. Оно наполнено светлой грустью: природа увядает, но ее ждет новая жизнь в зиме, где каждая ее часть найдет новое воплощение и новую роль. Несмотря на прощание с осенью, автор не унывает и готовится к встрече с зимой.
  5. Стихотворение «Листопад» лишено проблематики, ведь оно лишь повествует о цикличности природы и не затрагивает злободневных вопросов о ее состоянии.

Основная идея

Стихотворение Бунина – своеобразная ода природе. Писатель помогает читателю увидеть, услышать, прочувствовать то, на что тот просто не обращал внимания. Шорох листка, резвящийся зверек, тепло солнца и пронизывающий холод морозного утра перед наступлением зимы. Статичные картины осени ранней и поздней оживают, смешиваются, одна плавно переходит в другую. Смысл стихотворения «Листопад» — это описание таинственных закономерностей природы: ее цикличности и динамичности. Каждый день в ней происходят тысячи едва уловимых изменений, одно связано с другим, и вместе они обеспечивают плавную смену времен года — сложный жизненный цикл окружающего мира.

Передает автор и настроение природы. Композиция построена так, что оно меняется от строфы к строфе. От радостного начала цикла к стагнации, к отмиранию и зарождению нового светлого этапа. Такова главная мысль стихотворения «Листопад».

Сказочный образ леса

В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.

Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.

Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.

Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:

Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.

Содержание третьей части — процесс умирания. Лес неподвижно застыл, как будто предрекая собственную смерть, но это продолжается недолго. Всё живое просто переходит в другое состояние, и жизнь возвращается в «терем», принесённая зимними ветрами.

Источник статьи: http://jiyuu.su/analiz-proizvedenij/bunin-listopad-analiz-stihotvoreniya.html


Adblock
detector