Автор песни что тебе снится крейсер аврора



Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

История песни «Крейсер «Аврора»» (1973)

Владимир Шаинский прославился не только своими задорными и трогательными детскими песенками. Он сочинял и музыку для взрослых — от энергичных эстрадных хитов (вроде «Когда цвели сады» и «Детектив») до задушевных лиричных композиций. А иногда композитору удавалось создавать песни, которые прекрасно подходили для всех возрастов.

Взять, хотя бы, песню про крейсер «Аврора», написанную на стихи поэта Михаила Матусовского. Несмотря на то, что песня быстро вошла в репертуар взрослых исполнителей и даже стала считаться неофициальным гимном Ленинграда, впервые она прозвучала в одноименном кукольном мультфильме. Снял мультфильм Роман Качанов, который уже имел успешный опыт работы с Шаинским (достаточно вспомнить «Пусть бегут неуклюже» из «Чебурашки»).


Кадр из м-ф «Аврора» (1973).

Тему режиссёр выбрал достаточно оригинальную. Конечно, о легендарном крейсере тогда знал каждый советский ребёнок. Ещё бы — именно с «Авроры» в октябре 1917 года дан был холостой залп, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, а, следовательно, и к началу Великой социалистической революции. Историки до сих пор спорят, какими снарядами стрелял крейсер — холостыми или боевыми. Некоторые считают, что сигналом к восстанию был не выстрел с «Авроры», а залп с Петропавловской крепости. Находятся и те, кто сомневается — стрелял ли крейсер вообще. Но, как бы то ни было, трудно отрицать факт, что «Аврора» и её матросы приняли в большевистском восстании самое непосредственное участие.


Кадр из к-ф «Залп Авроры» (1965).

В символ Октябрьской революции крейсер окончательно превратился после выхода фильма Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и публикации сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» (1938), где было написано:

«Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры».

«Аврору» стали регулярно изображать на праздничных открытках, юбилейных марках и монетах. А в 1965 году был снят ещё один фильм, так и названный «Залп «Авроры»».


Юбилейные советские монеты.

Однако режиссёр Роман Качанов обнаружил два любопытных факта.
Во-первых, широкие массы совершенно не знали об остальной истории легендарного крейсера. А она была достаточно богатой. Ещё до революции «Аврора» принимала участие в трагическом Цусимском сражении с японцами, а потом — в Первой мировой войне. Во время Великой Отечественной войны орудия крейсера осуществляли противовоздушную оборону Кронштадта.

Но гораздо больше Качанов удивился тому, что про этот официальный символ революции до сих пор не сложили ни одной известной песни. Все эти упущения режиссёр и восполнил с помощью своего мультфильма.


Кадр из м-ф «Аврора» (1973).

По сюжету мальчик пытается убедить своих сверстников, играющих в моряков, назвать «Авророй» корабль на детской площадке. Однако те отказываются — мол, и, где плавал этот крейсер неизвестно, и песни про него нет. Тогда герой идёт к композитору с просьбой сочинить такую песню. Они посещают музей «Авроры», и на свет рождаются знаменитые строчки:

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой,
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?

Несмотря на идеологическую подоплеку, песня получилась очень лиричной и проникновенной. Крейсер в ней показан, как живое существо со своей судьбой.

Волны крутые, штормы седые —
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей…

Не могу поручиться на сто процентов, но, похоже, что в мультфильме песню исполнил тот же человек, который озвучивал мальчишку — актриса Мария Виноградова. Как я уже упоминал, вскоре её стали петь не только высоким мальчишеским дискантом, но и мужским баритоном (суровое исполнение мне всегда казалось более адекватным).
Интересно, что в версии Эдуарда Хиля слова песни были заметно изменены. Во втором куплете картину революционных событий («Или как прежде в черных бушлатах грозно шагают твои патрули…») заменили событиями Великой Отечественной войны.

Вспомнил ли время — горести тяжки,
Пламя пожаров, грохот брони,
Как умирали парни в тельняшках
Под Ленинградом в блокадные дни…

А в последнем куплете строчка «Молнии крестят мрак грозовой…» была заменена на более спокойную «В парках осенних пахнет листвой…».

С падением советского строя облик «Авроры» старательно подкорректировали. Правда, во время ремонта 2014 года убрать всю советскую символику всё-таки не решились, посчитав, что это будет «порчей объекта культурного наследия». Зато в июле 2018-го восстановили православный корабельный храм.

Очень показателен в этом плане клип, где знаменитую песню Шаинского исполняет певец Алексей Тарасов. К исполнению никаких претензий нет. Вот только на видео мы почему-то не видим ни одного свидетельства участия «Авроры» в Октябрьской революции. Одни только памятные доски участников Русско-японской войны да елейные сцены с морячками в церкви. Всё это очень странно сочетается со строчками про патрули — ведь они состояли из тех самых матросов, которые в 1917 году храм на крейсере упразднили.


Кадр из м-ф «Аврора» (1973).

Почему певец не взял менее «революционную» версию Хиля — неизвестно. Может, просто о ней не знал, а, может, не хотел упоминать советское название Петербурга — Ленинград. В общем, «куда ни кинь — всюду клин». А песня-то хорошая…

Нельзя не упомянуть и о настоящем надругательстве, которому подвергся крейсер в июне 2009 года, когда буржуазная «элита» устроила на его борту разгульную вечеринку. Событие, надо сказать, не менее символичное, нежели легендарный залп.
Кстати, в канун 100-летия Отябрьской революции ходили слухи, что «Аврора» повторит свой выстрел в честь этого юбилея. Но, разумеется, никто этого не разрешил. Как верно спел Константин Сёмин, «эта пушка выстрелит не скоро…».

Автор: Сергей Курий
ноябрь 2018 г.

Источник статьи: http://www.kursivom.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80-%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0-1973/

В. Шаинский, М. Матусовский. КРЕЙСЕР «АВРОРА»

Музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского

ПЕСНЯ КРЕЙСЕР «АВРОРА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 6 / 8

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ КРЕЙСЕР «АВРОРА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ КРЕЙСЕР «АВРОРА». ТЕКСТ

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встаёт над Невой?

Может, ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали?
Или как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?

Волны крутые, штормы седые —
Доля такая у кораблей!
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.

Ветром соленым дышат просторы,
Молнии крестят мрак грозовой.
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встает над Невой?

Две последние строчки повторяются два раза

ПЕСНЯ КРЕЙСЕР «АВРОРА». АВТОРЫ

Советский композитор Владимир Яковлевич Шаинский (р. 1925)

ВЛАДИМИР ШАИНСКИЙ

Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве. С 11 лет начал заниматься скрипкой. В 1941 году поступил в Ташкентскую консерваторию, а в 1943 году был призван в армию. После войны поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет. Работал во многих эстрадных оркестрах, в том числе в оркестре Леонида Утёсова. В 1965 году закончил композиторский факультет Бакинской консерватории. Шаинский известен главным образом как детский композитор. Им написано более трёхсот песен для художественных и мультипликационных фильмов: «Уголок России», «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идёт солдат по городу», «Песня Крокодила Гены», «Голубой вагон», «Улыбка», «Кузнечик», «Антошка», «Пропала собака», «Облака», «Мамонтёнок», «Вместе весело шагать. », «Когда мои друзья со мной», «Крейсер „Аврора“», «По секрету всему свету», «Чему учат в школе» и многие другие. Композитор удостоен многочисленных государственных и общественных наград и премий.

Советский поэт Михаил Львович Матусовский (1915—1990)

МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ

Михаил Львович Матусовский родился 10 (23) июля 1915 года в Луганске в семье служащего. В 1939-м окончил Литературный институт имени М. Горького. В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом фронтовых газет. Начал печататься в 1934-м. Первая книга стихов Матусовского — «Луганчане» появилась в 1939-м. Автор поэтических сборников «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), поэм «Не забывай» (1964), «Суть» (1979), а также мемуаров «Семейный альбом» (1978—79). Матусовский — известный поэт-песенник (песни «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся» и многим другим). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Поэт награждён 3 орденами, а также медалями. Умер в Москве 17 июля 1990 года.

КРЕЙСЕР «АВРОРА». ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Ежегодное собрание у легендарного крейсера

«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны.

Заложен 23 мая 1897 года, а 11 (24) мая 1900 года торжественно спущен на воду по личной команде Николая II, в присутствии двух императриц и многочисленных членов императорской фамилии.

Принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах.

В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, а с весны 1919 года — в консервации. С сентября 1922 года крейсер стал использоваться в качестве учебного корабля.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда артиллерийские орудия «Авроры» были сняты и установлены на южных подступах к городу. Все члены экипажа героически погибли, защищая рубеж Воронья Гора — Киевское шоссе.

В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки.

Из дооктябрьского прошлого «Авроры» отметим участие в Цусимском сражении в составе 2-й эскадры Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, а также участие в ночь на 22 октября 1904 в обстреле английских рыболовецких судов, принятых за английские миноносцы.

Крейсер «Аврора» вошёл в историю как один из главных символов Великой Октябрьской социалистической революции. Именно из его носового орудия 25 октября (7 ноября) 1917 года в 21:40 был произведён холостой выстрел, послуживший сигналом к т.н. «штурму» Зимнего дворца и аресту Временного правительства, что явилось началом перехода власти к большевистски настроенным Советам.

В 1967 году «за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний» корабль был награждён орденом Октябрьской революции, на котором сам же и изображён.

В 1973 году режиссёром Романом Качановым был снят мультфильм «Аврора», в котором впервые прозвучала песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Матусовского «Крейсер «Аврора»» ( фрагмент мультфильма с финальным исполнением песни можно посмотреть ниже ).

В настоящее время на корабле расположен музей, напротив которого 7 ноября собираются все поклонники исторического залпа ( см. фотографии Валерия Пятинина «Что тебе снится, крейсер «Аврора»?», «Сталин, мон амур» и «Первомай адмирала Нахимова»).

СЛУШАТЬ ПЕСНЮ «КРЕЙСЕР «АВРОРА»» ОНЛАЙН

КАДРЫ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «КРЕЙСЕР «АВРОРА»»

Режиссёр: Роман Качанов

Сценаристы: Роман Качанов и Рудольф Тюрин

Оператор: Теодор Бунимович

Роли озвучивали: Вячеслав Тихонов, Сергей Филиппов, Клара Румянова, Мария Виноградова, Алексей Консовский

Источник статьи: http://www.norma40.ru/chd/aur.htm

Что снилось крейсеру «Аврора» тогда и сейчас?

Владимир Шаинский прославился не только своими задорными и трогательными детскими песенками. Он сочинял и музыку для взрослых — от энергичных эстрадных хитов (вроде «Когда цвели сады» и «Детектив») до задушевных лиричных композиций. А иногда композитору удавалось создавать песни, которые прекрасно подходили для всех возрастов.

Взять хотя бы историю песни про крейсер «Аврора», написанную на стихи поэта Михаила Матусовского. Несмотря на то что песня быстро вошла в репертуар взрослых исполнителей и даже стала считаться неофициальным гимном Ленинграда, впервые она прозвучала в одноименном кукольном мультфильме. Снял мультфильм Роман Качанов, который уже имел успешный опыт работы с Шаинским (достаточно вспомнить «Пусть бегут неуклюже» из «Чебурашки»).

Тему режиссёр выбрал достаточно оригинальную. Конечно, о легендарном крейсере тогда знал каждый советский ребёнок. Ещё бы — именно с «Авроры» в октябре 1917 года дан был холостой залп, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, а следовательно, и к началу Великой социалистической революции.

Историки до сих пор спорят, какими снарядами стрелял крейсер — холостыми или боевыми. Некоторые считают, что сигналом к восстанию был не выстрел с «Авроры», а залп с Петропавловской крепости. Находятся и те, кто сомневается, стрелял ли крейсер вообще. Но, как бы то ни было, трудно отрицать факт, что «Аврора» и её матросы приняли в большевистском восстании самое непосредственное участие. Фото: Кадр из к/ф «Залп Авроры», 1965 г.

В символ Октябрьской революции крейсер окончательно превратился после выхода фильма Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и публикации сталинского «Краткого курса истории ВКП (б)» (1938), где было написано:

«Крейсер „Аврора“ громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры».

«Аврору» стали регулярно изображать на праздничных открытках, юбилейных марках и монетах. А в 1965 году был снят ещё один фильм, так и названный «Залп „Авроры“». Юбилейные советские монеты
Фото: Источник

Однако режиссёр Роман Качанов обнаружил два любопытных факта. Во-первых, широкие массы совершенно не знали об остальной истории легендарного крейсера. А она была достаточно богатой. Ещё до революции «Аврора» принимала участие в трагическом Цусимском сражении с японцами, а потом — в Первой мировой войне. Во время Великой Отечественной войны орудия крейсера осуществляли противовоздушную оборону Кронштадта.

Но гораздо больше Качанов удивился тому, что про этот официальный символ революции до сих пор не сложили ни одной известной песни. Все эти упущения режиссёр и восполнил с помощью своего мультфильма. Скан обложки диска

По сюжету мальчик пытается убедить своих сверстников, играющих в моряков, назвать «Авророй» корабль на детской площадке. Однако те отказываются — мол, и где плавал этот крейсер, неизвестно, и песни про него нет. Тогда герой идёт к композитору с просьбой сочинить такую песню. Они посещают музей «Авроры», и на свет рождаются знаменитые строчки:

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встает над Невой?

Несмотря на идеологическую подоплеку, песня получилась очень лиричной и проникновенной. Крейсер в ней показан как живое существо со своей судьбой.

Волны крутые, штормы седые —
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей…

Не могу поручиться на сто процентов, но похоже, что в мультфильме песню исполнил тот же человек, который озвучивал мальчишку — актриса Мария Виноградова.

Как я уже упоминал, вскоре её стали петь не только высоким мальчишеским дискантом, но и мужским баритоном (суровое исполнение мне всегда казалось более адекватным). Интересно, что в версии Эдуарда Хиля слова песни были заметно изменены. Во втором куплете картину революционных событий («Или, как прежде, в черных бушлатах грозно шагают твои патрули…») заменили событиями Великой Отечественной войны.

Вспомнил ли время — горести тяжки,
Пламя пожаров, грохот брони,
Как умирали парни в тельняшках
Под Ленинградом в блокадные дни…

А в последнем куплете строчка «Молнии крестят мрак грозовой…» была заменена на более спокойную «В парках осенних пахнет листвой…».

С падением советского строя облик «Авроры» старательно подкорректировали. Правда, во время ремонта 2014 года убрать всю советскую символику всё-таки не решились, посчитав, что это будет «порчей объекта культурного наследия». Зато в июле 2018-го восстановили православный корабельный храм.

Очень показателен в этом плане клип, где знаменитую песню Шаинского исполняет певец Алексей Тарасов. К исполнению никаких претензий нет. Вот только на видео мы почему-то не видим ни одного свидетельства участия «Авроры» в Октябрьской революции. Одни только памятные доски участников Русско-японской войны да елейные сцены с морячками в церкви.

Всё это очень странно сочетается со строчками про патрули — ведь они состояли из тех самых матросов, которые в 1917 году храм на крейсере упразднили. Почему певец не взял менее «революционную» версию Хиля — неизвестно. Может, просто о ней не знал, а может, не хотел упоминать советское название Петербурга — Ленинград. В общем, «куда ни кинь — всюду клин». А песня-то хорошая…

Нельзя не упомянуть и о настоящем надругательстве, которому подвергся крейсер в июне 2009 года, когда буржуазная «элита» устроила на его борту разгульную вечеринку. Событие, надо сказать, не менее символичное, нежели легендарный залп. Кстати, в канун 100-летия Октябрьской революции ходили слухи, что «Аврора» повторит свой выстрел в честь этого юбилея. Но, разумеется, никто этого не разрешил. Как верно спел Константин Сёмин, «эта пушка выстрелит не скоро…».

Источник статьи: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/96363/

Что тебе снится, крейсер Аврора? Эдуард Хиль.

Я далек от политики, военных и иже с ним. Но когда я слышу эти строки, мне хочется встать. Наверное, виной тому несколько книг о подвигах русских моряков. Но у всех своя жизнь и свои ощущения, но то что сделали в своей жизни эти люди — точно и определенно Подвиг. Спасибо им и низкий поклон.

Дубликаты не найдены

А мне эту песню мама пела в детстве на ночь ^.^

А ещё,в тоже время,в конце 70-х,на ряду с Авророй,пели под гитару(пионэры) ещё эту песню:

Лошади умеют плавать.

Но не хорошо, не далеко.

Глория по-русски значит слава

Это вам запомнится легко.

Шел корабль, своим названьем гордый.

Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами

1000 лошадей топтались день и ночь.

1000 лошадей, подков 4000,

Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище.

Далеко-далеко от земли.

Лошади поплыли просто так.

Как же быть, и что же делать если.

Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров,

В море синем остров плыл гнедой.

Им сперва казалось — плавать просто,

Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края

На исходе лошадиных сил.

Вдруг заржали кони,

Возражая тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали,

Ржали, все на дно покуда не пошли.

Вот и все, а все-таки мне жаль их.

. рыжих, не увидевших земли.

. так и не увидевших земли.

Я не верю в гибель лошадиную.

Пусть не все, но выжили они.

С дна морского к верху шли акулы,

Но хватали слабых лишь одних.

Разливалась кровь по океану

Но вожак упрямо плыл вперед.

И казалось у него как будто

От копыт шли искры в толщу вод.

Рыжий остров медленно, но таял

Уменьшался остров тот гнедой.

Но немного плыть уже осталось

Кони, кони слышите! Прибой!

Вот копыта дна уже коснулись

И вода отхлынула от них.

Вышли на берег измученные кони

Победили смерть свою они.

Где-то люди есть и есть машины,

Где-то города стоят шумя.

Только здесь на острове все тихо

Ни людей, ни шума, ни огня.

Только ветер воет здесь тоскливо

Да еще вдруг топот прозвучит

То табун коней вдоль океана

С бешеною резвостью летит.

Ветер гривы длинные расчешет

Океан умоет их водой

И живут они, судьбой довольны

Посреди равнины голубой.

Остров тот — песчинка в океане.

Только кони вольно там живут

И отныне остров этот дикий

Лошадиным островом зовут.

Виктор Берковский — Глория — Лошади в океане (сл. Б.Слуцкого)

Пост сделан «от чистого сердца». Время такое, не все всем верят. Можете минусовать этот и второй коммент.

Есть масса хороших песен на эту тематику: «Гибель «Варяга», «Гибель «Стерегущего», например ;-)

Врагу не сдается наш гордый варяг! . Вот где подвиг, вот что заставляет вставать, а не всякая сопливая хрень. типа «что тебе снится «

1932 Bucciali Tav из металл.конструктора, проволоки, резины и картона

На тему рекламы на фасадах

Санкт-Петербург, вид с крейсера Аврора

Аврора

Аврора

«Я ехала в Видяево к живому сыну»: В Петербурге почтили память моряков «Курска»

Как же это страшно и грустно((( Помню те дни, когда страна прильнула к телевизорам, в надежде узнать хоть что-то обнадеживающее об экипаже «Курска»((( Но, увы. Чудес не бывает. (

Трагедия коснулась и семьи Софии Дудко. Ее сын Сергей был старшим помощником капитана судна. В день, когда утонул «Курск», вся семья отдыхала на даче, и о случившемся узнала только спустя два дня. Тогда София даже и не думала, что ее сын погиб, в Видяево она ехала к живому Сергею.

— Я думала, что мы с ним увидимся, что нужно будет его лечить, выхаживать, — делится мать подводника. – Мы же не специалисты, и не знали, что такая лодка как «Курск» не может лечь на дно… А потом, когда стало известно, что он погиб, я много не помню. Я то и дело оказывалась в госпитале, под капельницей. И точно могу сказать, что время не лечит, а только калечит.

Аврора

Закат у Петровской набережной

Спасибо врачам!

В Санкт-Петербурге на Малой Садовой улице организовали импровизированную стену памяти медицинским работникам, погибшим во время пандемии коронавируса.

Количество фотографий растёт очень быстро.

Крейсер Аврора и Нахимовское военно-морское училище

коптер phantom 4Pro

В Санкт-Петербурге появилась стена памяти медиков, умерших от коронавируса

Санкт-Петербурге на Малой Садовой улице появилась стена памяти медиков, умерших от коронавируса. Местная жительница Ирина Маслова разместила фотографии врачей и медсестер, чьи жизни унес COVID-19, на стене напротив здания городского комитета здравоохранения.

«Светя другим, сгораю сам» – это всегда было о медиках, – написала петербурженка. – Сегодня про тех медиков, кто погиб на этой войне. Про то, что память о них должна жить в моем и вашем городе».

Всего на стене размещены девять фотографий.

Ранее сообщалось, что власти Санкт-Петербурга создадут список медиков, скончавшихся от коронавируса. В комитете здравоохранения 27 апреля сообщили, что в данный момент ведется работа по учету медработников, скончавшихся в результате заражения COVID-19. Данные пообещали публиковать официально.

Аврора

Фотографии времен Великой Отечественной. Часть 4

На Балтийской улице (Кировский район). Автор — В. Федосеев. 05.03.42

На Загородном проспекте. Автор — В. Капустин. Апрель 1942 г.

Зенитный пулемет на Дороге жизни ведет огонь по противнику. Авторы — Р. Мазелев и В. Федосеев. Март 1942 г.

Грузовые автомашины, направляющиеся по ледяной трассе за грузом. Авторы — Р. Мазелев и В. Федосеев

Аэросани в дозоре на ледовой трассе. Автор — Б. Лосин

Ледяной домик на Дороге жизни. Авторы — Р. Мазелев и В. Федосеев. 14.11.42

Суворовский музей — клуб общежития ВТА, разрушенный вражеской авиацией в 1942 г.

В преддверии

Пять лет назад, гуляя с фотокамерой по Венеции, я в каком-то переулке набрел на трафаретное граффити погибших моряков с «Курска».

Память блокады

Сегодня шел по Конной улице, увидел табло, задумался прошел метров 100, вернулся назад и стоял смотрел на это табло, с жертвами блокады Ленинграда, минут 5. Вообщем без комментариев.
З.Ы. не знаю насколько давно установили но впечатляет.

Русские моряки

Официальный визит кораблей в Корею.

Циклон все залил, но парад участников состоялся в любую погоду.

Посмотрите на наших моряков-пограничников!

Таблички бывают разными.

Рассказы про моряков. Судно, налетевшее на скалу.

Вскоре после воцарения императрицы Елизаветы Петровны транспортное налетело на подводную скалу недалеко от побережья Эстляндии.

Судно спасти не удалось, его разбило прибоем, но команда уцелела и успела снять наиболее ценное имущество.

Командир судна, доложивши в Адмиралтейств-коллегию о случившемся несчастии, взял отставку и уехал жить в имение, а команду оставил сторожить казенное добро.

Матросы сложили все имущество в построенный специально сарай и стали ждать решения своей участи.

. Спустя семнадцать лет один из адмиралтейских чиновников случайно наткнулся на рапорт командира всеми забытого судна. Резолюции на нем не было! О найденной бумаге чиновник тотчас доложился по команде. Поднялся переполох. К месту крушения была снаряжена многочисленная комиссия, которая, прибыв на побережье, обнаружила аккуратную деревушку. Матросы в ожидании решения столичного начальства давным-давно попереженились, обзавелись детьми, отстроились, но, как и прежде, ревностно оберегали сарай с казенным добром.

Какое решение было принято на этот раз по команде пропавшего судна, точно неизвестно, но вполне вероятно, что о ней снова позабыли.

Памятник бойцам спецназа, погибшим на боевых заданиях. Санкт-Петербург, парк Интернационалистов.

1/1000 s, f/5, ISO 200, 57 mm,

Ответ наших за нанесенное Андреевскому флагу оскорбления

Летом 1910 г. эскадра Балтийского флота (броненосцы «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик», «Богатырь») под командованием контр-адмирала Николая Степановича Маньковского совершала поход в Средиземное море. На борту «Цесаревича» находился великий князь Николай Николаевич со свитой, на мачте броненосца развевался великокняжеский флаг.

19 августа эскадра (без «Славы», которая из-за поломки машин осталась во французском Тулоне) зашла в черногорский порт Антивари (ныне — Бар вновь независимой Черногории) для участия в праздновании 50-летия царствования короля Черногории Николая I. Торжества проходили в столице страны Цетинье, куда и отправились русские тезки короля, Николай Николаевич и Николай Степанович. Королю был вручен российский фельдмаршальский жезл — таким образом, черногорец стал последним русским фельдмаршалом.

После окончания торжеств эскадра — уже и без «Адмирала Макарова», ушедшего на Крит, где он находился до этого, — отправилась назад в Россию. Великий князь Николай Николаевич по причине неотложных дел на родине не был готов идти в обратный путь вокруг Европы на «Цесаревиче», он решил ехать домой на поезде. Чтобы высадить князя, корабли должны были зайти в принадлежавший Австро-Венгрии порт Фиуме (ныне — Риека в Хорватии). Фиуме был одной из главных баз ВМС Австро-Венгрии с мощной крепостью. Русские корабли пришли туда 1 сентября.

Обязательным ритуалом при заходе боевых кораблей в иностранный порт или при встрече двух эскадр, принадлежащих флотам разных стран, был обмен так называемым салютом наций, состоящим из 21 залпа (для его осуществления на кораблях имелись специальные салютные пушки). Русский отряд был в Фиуме гостем, поэтому первым дал салют он.

Крепость не ответила

Это было тяжелым оскорблением российского Андреевского флага и вообще России. Тем более, на борту «Цесаревича» находился великий князь. К нему и отправился за консультациями адмирал Маньковский.

Однако Николай Николаевич повел себя в этой ситуации в высшей степени своеобразно. Оскорбление, нанесенное России, его не задело. Великий князь сказал Маньковскому, что после ухода из Антивари «Цесаревич» идет уже не под его флагом, а под флагом адмирала, следовательно, тому и разбираться в том, что произошло, и решать, как действовать.А сам Николай Николаевич сейчас просто частное лицо, которому пора на поезд. И отбыл на берег.

Почти сразу после того, как великий князь покинул борт «Цесаревича», отправившись вершить свои великие дела, к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра (более 20 броненосцев и крейсеров) под флагом австрийского морского министра и командующего военно-морскими силами страны вице-адмирала Монтеккуколи. Снова был необходим обмен салютом наций. Русские были гостями, кроме того, Монтеккуколи был старше Маньковского по званию. Поэтому вновь первыми салют дали русские.

Эскадра, как и до этого крепость, не ответила.

Это было уже открытым вызовом. Адмирал Маньковский отправился на австрийский флагман за объяснениями.

На трапе австрийского броненосца русского адмирала встретил капитан 1-го ранга («капитан цур зее»), флаг-капитан адмирала Монтеккуколи. Он, как бы стесняясь, сообщил, что у австрийского командующего сейчас гости, поэтому принять Маньковского он не сможет.

Это было третье подряд оскорбление, нанесенное теперь уже лично русскому адмиралу. Более того, когда катер с Маньковским отошел от трапа австрийского корабля, ему не дали положенный в этом случае прощальный салют.

Вернувшись на «Цесаревич», Маньковский поинтересовался у минного офицера, в ведение которого входила и радиоаппаратура, есть ли связь с Петербургом или, хотя бы, с Севастополем.Офицер, разумеется, ответил отрицательно, слишком слабыми были в то время приемники и передатчики. Адмирал, впрочем, не огорчился. Даже обрадовался. Теперь он уж точно был сам себе хозяин.

Между тем к трапу «Цесаревича» подошел австрийский адмиральский катер с самим Монтеккуколи на борту. Встретил его лейтенант барон Ланге, младший флаг-офицер Маньковского. Он на безупречном немецком языке сообщил, что командир русского отряда принять его светлость не может, ибо в это время обычно пьет чай. Австрийский катер отправился обратно, при этом русские положенный прощальный салют дали. Теперь оскорбление, нанесенное Маньковскому было смыто, по данному пункту стороны оказались квиты. Однако оставалось оскорбление гораздо более тяжкое, нанесенное Андреевскому флагу и, следовательно, России.

Поэтому на австрийский флагман вновь отправился катер с «Цесаревича». На его борту находился старший флаг-капитан Маньковского, капитан 2-го ранга Русецкий. Он потребовал от австрийцев официальных объяснений по поводу того, почему ни крепость Фиуме, ни австрийская эскадра не отдали русским кораблям положенный салют наций.

Австрийский флаг-капитан, тот самый, что раньше не принял Маньковского, теперь был очень любезен с русским коллегой. Он стал ссылаться на некие технические и служебные проблемы и оплошности, ясно давая понять, что очень хотел бы замять дело. Однако Русецкий передал австрийцу категорическое требование Маньковского: завтра в 8 утра, в момент подъема флага на русских кораблях, и крепость, и эскадра должны дать салют наций.

Австриец обещал, что крепость салют даст обязательно, а вот эскадра не сможет, по плану она должна уйти в море в 4 утра. В ответ Русецкий сообщил, что ни на какие уступки русские не пойдут и без салюта в момент подъема флага австрийцев из бухты не выпустят. Австрийский флаг-капитан возразил, что их эскадра не может задерживаться. Русский флаг-капитан ответил, что изменение условий невозможно.

Маньковский, выслушав вернувшегося Русецкого, отдал приказ своим кораблям изменить позицию. «Рюрик» встал прямо посередине выхода из бухты Фиуме, «Цесаревич» и «Богатырь» переместились ближе к берегу. На кораблях была сыграна боевая тревога, орудия расчехлены, заряжены боевыми зарядами и наведены на австрийский флагман.

На австрийских кораблях и на берегу все это, разумеется, прекрасно видели и слышали. И понимали, что дело принимает нехороший оборот, которого они не ожидали. До сих пор неясно, оскорбили австрийцы русских намеренно или по причине бардака, которого в «лоскутной империи» хватало. Но теперь последствия были налицо.

Дважды катер с австрийским флаг-капитаном ходил на «Цесаревича», объясняя, что австрийская эскадра обязательно должна уйти, она не может ждать до 8 утра. Маньковский оба раза заявил, что об уступках не может быть и речи.

Русский адмирал прекрасно понимал, что в случае боя между эскадрами никаких шансов у него нет, превосходство австрийцев, с учетом орудий крепости, было примерно 10-кратным (даже если игнорировать тот факт, что к австрийцам быстро могли подойти дополнительные силы, русские же в Средиземном море никакого подкрепления ждать не могли).

Скорее всего, не удалось бы потопить даже один корабль противника. Более того, действия русского отряда почти неизбежно становились причиной войны между Россией и Австро-Венгрией.

И еще, Маньковский прямо «подставлял» великого князя Николая Николаевича, который в этот момент на поезде рассекал просторы Австро-Венгрии. Великий князь в случае начала боевых действий в бухте Фиуме автоматически становился заложником, что увеличивало вероятность перерастания инцидента в полномасштабную войну. Впрочем, судьба Николая Николаевича вряд ли волновала Николая Степановича. Возможно, он даже испытал бы некоторое удовольствие, подставив лукавого царедворца, столь равнодушно отнесшегося к оскорблению своей державы.

Не исключено и то, что Маньковский вообще не подумал про великого князя. Потому что честь страны и Андреевского флага были превыше всего. Офицеров учили, что за нее надо умирать. Вести себя по-другому просто невозможно (да, был уже шестилетней давности позор сдачи адмиралов Рождественского и Небогатова во время Цусимского сражения, но большинство флотских офицеров именно позором его и считали). Поэтому три русских корабля готовились воевать с двумя десятками австрийских, поддержанных мощной крепостью.

Ночью на обеих эскадрах никто не спал. Было видно, как австрийские корабли и крепость активно перемигиваются сигнальными огнями. В 4 утра австрийская эскадра начала разводить пары, из труб повалил дым. На русских кораблях артиллеристы ждали команды на открытие огня. Если бы австрийцы двинулись с места, она бы поступила немедленно.

Только австрийцы не ушли, даже якоря не подняли. Видимо, они прекрасно осознавали свое подавляющее преимущество в данный момент в данном месте, но понимали, что по крайней мере флагмана русские изуродовать успеют. И что начинать войну, причиной которой станет их собственное ничем не объяснимое хамство, вряд ли стоит.

Интересно, кстати, как бы пошла история, если бы фиумский инцидент действительно стал причиной начала войны между Россией и Австро-Венгрией? Насколько масштабной она бы оказалась и, главное, пришли бы на помощь Австро-Венгрии другие члены Тройственного союза (Германия и Италия), а на помощь России — другие члены Антанты (Великобритания и Франция)? То есть началась бы Первая мировая на 4 года раньше?

И к «настоящей» Первой мировой ее участники были, в общем, не очень готовы, хотя «подготовительный период» между выстрелом в Сараево и началом собственно войны занял больше месяца, а здесь пришлось бы воевать буквально «с колес», поэтому состав участников, течение и исход военных действий были бы совершенно непредсказуемы.

А если бы война осталась делом только двух втянутых в нее стран (хотя на нашей стороне с гарантией, близкой к 100 %, воевали бы Сербия и Черногория), то почти наверняка Россия бы одержала в ней победу. По крайней мере, в ходе Первой мировой русские почти всегда побеждали австрийцев, а уж если бы тем не помогали немцы, то в исходе войны особо сомневаться не приходится. Причем Австро-Венгрию в этом случае, скорее всего, ждала бы та же судьба, что и в реальном 1918 г., — полная дезинтеграция.

В этом случае Первой мировой потом бы просто не было — Германия не смогла бы воевать в одиночку, т. е. вся история человечества оказалась бы совершенно иной, ведь именно эта война, как сейчас ясно, стала переломным моментом в истории, как минимум, европейской, как максимум — мировой цивилизации, а про российскую историю и говорить нечего.

Впрочем, утром 2 сентября 1910 г. в бухте Фиуме люди на русских и австрийских кораблях оценить это все, разумеется, не могли, заглядывать в будущее и сейчас еще никто не научился. Они просто ждали, начнется ли бой здесь и сейчас.

В 8 утра, как положено, команды были построены на палубах перед церемонией подъема флага. Командиры кораблей отдали привычную команду «На флаг и гюйс! Смирно! Флаг и гюйс поднять!» Правда, в этот раз за командой, если бы австрийцы повели себя так же, как и накануне, могла последовать война.

Но этого не случилось. Как только флаги и гюйсы на «Цесаревиче», «Рюрике» и «Богатыре» пошли вверх, загрохотали салютные пушки крепости Фиуме и всех кораблей австрийской эскадры.Маньковский считал залпы. Их было двадцать один, полноценный салют наций. Русский адмирал выиграл этот бой. Он одной своей волей отстоял честь Андреевского флага и честь России. Продемонстрировав готовность пролить свою и вражескую кровь, он предотвратил кровопролитие.

Австрийские корабли сразу начали сниматься с якорей и двинулись в море мимо русского отряда. Маньковский прекрасно знал морские обычаи. Команды «Цесаревича», «Богатыря» и «Рюрика» были выстроены во фронт, оркестры заиграли австрийский гимн. И теперь все было честь по чести. Австрийские команды тоже были построены как положено, а оркестры заиграли русский гимн. Ссориться с русскими они больше не хотели, слишком дорого это обходилось.

4 сентября ушли из Фиуме и русские, их миссия была выполнена. Их воля оказалась сильнее воли австрийцев.

Впрочем, может быть, надо пожалеть о том, что тогдашние хозяева Фиуме оказались не только хамами, но и трусами. Как уже было сказано, начнись война — мы бы ее почти наверняка выиграли, предотвратив, таким образом, катастрофу 1917 г. Но, видимо, хамство и трусость неразделимы, поэтому все пошло так, как пошло.

Фиумский инцидент канул в Лету, его все забыли. Забыли и его главного героя адмирала Маньковского.

Через девять лет, когда не было уже на планете ни Российской, ни Австро-Венгерской империй, а «Цесаревич» (переименованный в «Гражданина»), «Богатырь» и «Рюрик» гнили в Кронштадте (ни один из этих кораблей в море больше не вышел), в маленьком русском городе Ельце 60-летний вице-адмирал Николай Степанович Маньковский был арестован ВЧК и убит в тюрьме.

В этом же 1919 г. на Балтике тральщик «Китобой», кораблик водоизмещением 280 т с двумя маленькими пушками, ушел от красных в Эстонию, подняв Андреевский флаг. В начале 1920 г. из-за возможности захвата эстонцами «Китобой», которым командовал лейтенант Оскар Оскарович Ферсман, до этого воевавший в армии Юденича в качестве танкиста, двинулся вокруг Европы в Крым, к Врангелю. 27 февраля он пришел на рейд Копенгагена, где стояла мощная английская эскадра во главе с линейным крейсером «Худ». Командующий эскадры приказал «Китобою» спустить Андреевский флаг, потому что Британия его больше не признает.

Если отряд Маньковского в Фиуме уступал австрийцам примерно в 10 раз, то боевые потенциалы «Китобоя» и английских кораблей были в принципе несопоставимы. Тем не менее Ферсман отказался спускать флаг и заявил, что будет воевать.

Конфликт был улажен находившейся в Копенгагене вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Благодаря ей тральщик, не спустивший флага, был снабжен продовольствием и углем. Он дошел до Севастополя, принял участие в эвакуации армии Врангеля из Крыма и вместе с другими кораблями Черноморского флота ушел в тунисский порт Бизерта. Оскар Ферсман умер в 1948 г. в Аргентине.

Маньковский ничего не узнал о своем достойном наследнике Ферсмане. А страна забыла обоих.

Источник статьи: http://pikabu.ru/story/chto_tebe_snitsya_kreyser_avrora_yeduard_khil_5704604


Adblock
detector